Новый план-график проведения плановых налоговых проверок

«Начинаю действовать без шума и пыли по новоутвержденному плану» или Минфин о плане-графике проведения налоговых проверок.

Для многих плательщиков процедура формирования графика документальных плановых проверок (далее – план-график) напоминает собой некий «айсберг», на вершине которого «официальная» версия о наличии конкретных налоговых рисков. Их отсутствие у плательщика налогов – это гарантия непопадания в план-график. У его подножия – «неофициальная» версия, базирующаяся на том, что составление этого документа является результатом исключительно «ручного управления».

30 августа 2016 года вступил в силу приказ Министерства финансов Украины № 723 от 04.08.2016 года «О внесении изменений в Порядок формирования плана-графика проведения документальных плановых проверок плательщика налогов» (далее – Приказ). Его положениями существенно изменен перечень критериев риска включения плательщиков налогов в план-график, что не может не заинтересовать последних. Мотивацией этому может послужить то обстоятельство, что предусмотренные в Приказе налоговые риски для формирования плана-графика отображают суть наиболее распространенных схем оптимизации либо уклонения от налогообложения, с которыми так «любит» бороться ГФС Украины (именно такое разделение кажется уместным, поскольку позволяет признать возможность правомерного обхода от уплаты налогов).

И в данном сражении, как видим, об окончательной победе какой-либо из сторон говорить еще очень рано. Кроме этого, вряд ли приходиться надеяться на продление моратория на налоговые проверки на 2017 год. А следовательно, плательщикам следует быть готовым к активизации контрольно-проверочных мероприятий фискалов, в том числе, и к увеличению количества плановых проверок. И в данном случае,следовать поговорке: кто предупрежден,тот и вооружен, просто жизненно необходимо для вашего бизнеса.

Прежде, чем перейти непосредственно к нововведениям ,отметим те «постулаты» в процедуре формирования плана-графика, которые остались незыблемыми с 2015 года.

Так, план-график проверок формируется ГФС Украины ежеквартально. Для включения в него, плательщики налогов подлежат отбору, исходя из предусмотренных критериев– наличия налоговых рисков. Это позволяет фискальной службе выделить плательщиков с высокой, средней либо незначительной степенью риска. Вполне ожидаемо, что в план-график, в первую очередь, должны быть включены плательщики с высокой степенью риска.

В 2016 году существенно изменен перечень критериев для отбора плательщиков налога в план-график проведения плановых налоговых проверок.

Акцентируем внимание, что количество налоговых рисков, позволяющих плательщику находиться в зон е внимания фискалов при формировании ними плана-графика, существенно возросло. Так, к высокой степени риска были отнесены, вполне ожидаемо, проведение в отношении плательщика досудебного расследования в уголовных производствах, связанных с уклонением от уплаты налогов, сборов, единого взноса, декларирование ним отрицательного значения финансового результата от операционной деятельности.

Кроме этого, в этом перечне оказались и совершенно непривычные для слуха «рядового» плательщика обстоятельства, например, наличие информации о двух либо более показателях, свидетельствующих о доведении до плательщика до банкротства (например, коэффициент Бивера). К среднему риску, отныне, относятся, например, выплаты самозанятым лицам в размере более чем 5 процентов от общей суммы дохода от деятельности плательщика, наличие менее чем 5 работников на предприятиях строительной отрасли при условии отведения им земельных участков площадью более чем 0,5 га .

Кроме того, по наиболее «популярным» налоговым рискам введены «количественные» показатели, что не может не заслуживать на одобрение. К примеру, высокой степенью риска считается наличие информации о неподтверждении реальности операций по приобретению с суммой НДС более 1 млн. грн. либо 5 процентов общего объема налогового кредита, но не менее 100 тыс.грн, осуществление внешнеэкономических операций через нерезидентов-учредителей или нерезидентов, находящихся в оффшорных зонах, по непрямым поставкам на сумму операций более 5 млн. или 5 процентов общего объема поставок, но не менее 100 тыс.грн.; средней степенью риска – наличие отношений с единщиками-руководителями, учредителями или работниками предприятия, на сумму операций более 5 млн. или более 5 процентов общего объема поставок, но не менее 100 тыс. грн.

11Как видим, схемы законной и не совсем законной налоговой оптимизации, предлагаемые для внедрения в бизнес, по сути, приближает этот же бизнес к проведению плановых проверок. Но заметим, что определяющей же стала цена вопроса , то есть фактически сумма сэкономленных налоговых платежей вследствии применения данных схем. И ходившие между плательщиками, до последнего времени «кулуарные слухи и разговоры» о том, что при равнозначных условиях в план проверок с большей вероятностью попадают имеющие большие обороты, полученный доход и стоимость имущества (с целью обеспечить возможность уплаты начисленных денежных обязательств в случае выявления нарушений) получило лишь частично официальное признание.Но тем не менее,правило, по которому, кто не работает, того и не проверяют, с иронией можно назвать основным при формировании плана-графика.

Подытоживая изложенное, отметим, что определение плательщика налогов в ту ли иную степень риска – это «внутренняя кухня» фискальной службы, влиять на которую он не в силах, поскольку действующим законодательством, в данном случае, не предусмотрена возможность обжалования. Но тем менее, анализ положений Приказа даст возможность налогоплательщику самостоятельно оценить наличие у него налоговых рисков, для того чтобы быть готовым к «непредвиденным» налоговым проверкам. При правильно анализе, сделанных выводах и предпринятых мерах, действия плательщика по алгоритму, приблизительно укладывающемуся в известное выражение «пойду соберу барахлишко … пора рвать когти» окажутся наиболее невыгодными.

Прокоментуйте першим

Додайте відгук